Животному, живущему как в природе, так и живущему в доме и обучаемому человеком, все время приходится осваивать новые для себя формы поведения. Эти формы включают поведенческие акты, которые действуют от момента возникновения потребности до сигнала об их удовлетворении.
Поведенческий акт может иметь любую степень сложности. Но он формируется в конкретных условиях, а поэтому не может не зависеть от них.

Ученый П.К. Анохин представлял себе поведенческий акт как последовательную смену этапов:
1)этап афферентного синтеза (анализ всех сигналов, поступающих в ЦНС, что и дает возможность принять нужное решение);
2)этап принятия решения;
3)этап акцептора результата действия (как бы предвидение нужного результата);
4)этап эфферентного синтеза (образование конкретной программы поведенческого акта) ;
5)этап формирования самого действия;
6)этап оценки достигнутого результата.
Например, волк испытывает чувство голода и одновременно «ловит» запах зайца. Он «принимает решение» начать охоту, предчувствуя, как поймает добычу, съест ее и испытает чувство сытости. Охота на зайца состоит из распутывания его следов и преследования. Поимка зайца и его поедание либо вызывают удовлетворение (чувство голода проходит), либо нет, и тогда волк продолжает поиск следующей добычи.
П.К. Анохин предложил теорию функциональных систем (эту теорию далее разрабатывал К.В. Судаков).
Ее суть заключается в следующем
1.Важно не само действие, а полученный результат.
2.Потребность вызывает ту или иную мотивацию, а мотивация формирует программу поведения.
3.При этом существует саморегуляция системы: недополученный результат мобилизует силы для получения окончательного результата, заставляя работать для этого те или иные органы.
4.Происходит постоянная оценка результата с помощью механизмов обратной афферентации (анализа и синтеза поступающих в ЦНС сигналов).
5.Образование рефлекторной дуги является лишь составной частью общей структуры функциональной системы.
6.В центральной структуре функциональной системы господствует принцип линейного распространения возбуждения, который объединяется с опережающим возбуждением, программирующим конечный результат.
В функциональную систему включаются, кроме мотивации, также память и эмоции.
Для рефлекторной теории характерны следующие положения: 1) универсальную роль в ней играют внешние стимулы; 2) возбуждение поступательно распространяется по рефлекторной дуге от рецептора к эффектору; 3) действие является конечным звеном рефлекторного акта.
1.Поведение животных определяется не только внешними стимулами окружающей среды, но и внутренними потребностями животного, генетическим (инстинкты) и индивидуальным (условные рефлексы) опытом животного. При этом так называемые обстановочные раздражители вызывают ряд возбуждений, которые распространяются дальше под действием пусковых стимулов.
2.Поведенческий акт опережает реальные результаты, благодаря сравнению достигнутого с «запланированным» с помощью прошлого опыта; это позволяет корректировать результат.
3.Целенаправленный поведенческий акт кончается не просто любым действием, а только таким, которое удовлетворяет доминирующую потребность.
Марина Андреева